Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.
(Из телефильма "Тени исчезают в полдень")
Сегодня наша страна стоит в «узловой» точке своего развития. Ресурс, доставшийся нынешней властной элите, мародёрствующей на остатках СССР, подходит к концу. Все годы после разрушения Советского Союза, существование страны держалось на том, что было наработано до установления режима «демократов-реформаторов» и что последние могли украсть и присвоить. Выработка последних ресурсов при очевидной бесперспективности «реформ» по мародёрско-либеральному сценарию приводит к обвальному назреванию недовольства в обществе. До последнего, всё отчётливее начинает доходить: если власть не патриотична, если она ставит своей целью разграбление, а не усиление страны – она не легитимна. И, следовательно, её замена – вопрос времени. «Идейным» антироссийским силам крайне опасен патриотизм, который поставит своей целью возрождение утраченных Россией позиций, развитие собственной науки, образования, промышленности, обеспечения достойного уровня жизни российского народа. Поэтому даже интернет, не говоря уже о других массовых средствах оболванивания людей, изобилует высказываниями «мудрейшей» части человечества на эту тему:
- Какой страны патриотом я должен быть? Той, где был зачат, где родился, где провел детство, учился, работал, или живу сейчас? На эту мысль меня навел Джордж Бернар Шоу, который заметил, что "Патриотизм-разрушительная, психопатическая форма идиотизма." (Арон Вигушин);
- В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берем на себя смелость назвать это прибежище первым. (Амброз Бирс);
- Мерить дюйм на свой аршин патриотично, но утомительно. (Шендерович).
Более изощренным в этом вопросе оказался «телеакадемик» В. Познер. В идеале, таким как он необходимо, чтобы понятие «патриотизм» ассоциировалось у людей с критикой всего «недемократичного», «необщечеловечного» и вообще – противоречащего «реформам». Идеал патриота по Познеру – академик Сахаров «горьковского периода», выживший из ума и подталкиваемый своей иностранной супругой, ненавистник своей Родины. Познер призывает патриотов «сильнее бичевать свою страну», как будто он и такие, как он, её недостаточно бичевали последние 15 лет.
Власть, в рамках «реабилитации патриотизма», создаёт телеканал МО «Звезда». Этот канал, позиционируемый как «патриотический», делается специально под и для раскрутки бывшего министра обороны С. Иванова. Соответственно, Познер получает «госзаказ»: «пропиарить» данный телевизионный проект в свой прайм-тайм по ОРТ.
Отказаться он не может: обслуживание таких «заказов» - составная часть договора на его присутствие на общероссийском телевидении. И выполнять эту работу Познер просто вынужден – как бы чудовищно не звучала для него тема, «Русский патриотизм».
Однако и раскручивать патриотизм в его традиционном понимании для России он не может. Ведь в этом случае логически получится, что и он, и все, кого он защищает – не то, что не патриоты, а совсем даже наоборот.
Поэтому главное, что Познер протаскивал в этом выпуске «Времён» - это убеждение аудитории, что «если уж воспитывать патриотизм – то только на Пушкине и Лермонтове». А ещё лучше – на Чаадаеве. (Для того Познер «с мясом» выдирал из контекста цитаты всех этих наших русских великих людей, никогда бы не допустивших такого разграбления России, какое приветствовал, защищал и всячески поддерживает сейчас Познер). Но Боже упаси – не на признании нашей армии неотъемлемой, важнейшей составляющей любви к Родине. И не на признании того, что нужно воспитывать молодёжь на героических примерах русских воинов – зачем, это же «нецивилизованно»! И уж конечно – не на таких примерах, как Сталин… Какой же он патриот?! – создал проклятый тоталитарный СССР… И вообще не он войну выиграл, а народ, которому Сталин только мешал…
Кстати, как бы в ответ на литературное жульничество «телеакадемика» А.С. Пушкин писал: «Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератор - я раздражён, как человек с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Русский патриотизм вызывает у В.Познера явное неприятие и раздражение. Чтобы вызвать подобное неприятие и у части обдуманно подобранных, давно примелькавшихся на «Временах» собеседников, одновременно посеять сомнения у другой части собеседников, у присутствующей аудитории, а главное — у миллионов телезрителей, он, как ему кажется, приводит убийственные аргументы об опасности этого чувства для русских, для России вообще. Это и близость русского патриотизма к национализму, и повторяющееся в либеральной прессе старое английское изречение: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев»; это и цитирование начала стихотворения Лермонтова «Родина» о «странной» любви поэта к отчизне и, наконец, — чтение с воодушевлением и явным удовольствием приписываемого Лермонтову стихотворения «Прощай, немытая Россия» (вот, мол, вы какие — русские!) При этом В.Познер не упускает возможности заметить, что его любимая страна — Америка...
В другой стране (в том числе и в США), где действительно заботятся о воспитании у своих граждан любви к Родине, такого ведущего на государственном телеканале не держали бы и дня. У нас же В.Познер — один из главных пропагандистов либерализма, приведшего страну к катастрофе. В эфире он — полный хозяин, передачу ведет, как и некоторые другие телеведущие российских каналов, в жанре допроса, бесцеремонно обрывает собеседника, если тот говорит что-либо антилиберальное или национально-русское.
В очередной раз стало очевидно: ведущий – человек работающий исключительно за деньги. У него есть только одна «бескорыстная» идея: ЧТОБЫ «ЭТА СТРАНА» НИКОГДА НЕ ПОДНЯЛАСЬ.
И то, что такой человек находится на российском телеэкране, говорит только о том, что до подлинного патриотизма российской властной элите ещё очень далеко.
А пока… пока – такие вот у нас «Времена».
Самая крупная дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон» так трактует понятие патриотизма: «Патриотизм - любовь к отечеству, привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произведи бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель Патриота, которая издревле имела и религиозное значение. Отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, было более или менее отдаленною трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и Патриотизм совпадал с благочестием. В передовой европейской стране - Франции - Патриотизм, для большинства нации, заменил собою религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения».
Известно, во всяком случае, внешнее проявление патриотизма граждан США, трепетно относящихся к своему флагу и гимну, с обязательным прикладыванием правой ладони к сердцу.
Можно привести множество примеров патриотизма граждан разных стран, в том числе и «космополитов» в Израиле. Нам же сподручнее будет рассмотреть русский патриотизм, его корни, устойчивость в проявлениях и национальных особенностях.
В русском человеке глубоко сидит и традиция патриотизма, любви к своей Родине, своему народу, его истории, его нелегкой судьбе. Эта любовь распространяется на русскую природу, с ее бескрайними просторами, плодородными полями, обширными лесами, многочисленными полноводными реками и маленькими речушками, небольшими и большими озерами, невысокими холмами и настоящими горными массивами. Символом боготворения природной красоты России стала кудрявая береза, воспетая русскими поэтами и писателями.
Порой доверчивый русский народ попадал под влияние злостных хулителей всего отечественного и начинал вовсю ругать и критиковать свою «распроклятую» жизнь в этой «забытой Богом» стране. Но всегда русские люди славились своим самопожертвованием во имя Родины, особенно в лихие годины. Патриотизм, который глубоко сидит в душе каждого русского человека, служит могучей движущей силой в развитии и сохранении российской государственности. В спокойные времена патриотические чувства в русском человеке не выпирают наружу. Они дремлют внутри него. Русский человек предстает перед людьми других национальностей как открытая душа, как интернационалист, как друг всех народов, готовый принять их под свое крыло, обогреть, ободрить, защитить, отдать последнюю рубашку. Это тоже его национальные черты, и этим пользуются представители некоторых других народов, в национальном характере которых до сих пор не искоренено корыстолюбие, стремление кого-то обмануть, нажиться за чей-то счет. До поры до времени русский народ это терпит, но не бесконечно. Наступает момент, когда он взрывается и дает сокрушительный отпор и внутренним, и зарубежным стяжателям.
Издревле считается, что русский человек - самый патриотичный если не в мире, то в Европе это уж наверняка. «Не щадя живота своего», - такова формула русского патриотизма. Для тех, кто не совсем представляет себе дословное значение этой формулы, поясним, что испокон века русские готовы были отдать жизнь свою, защищая Отечество, землю русскую от многочисленных нашествий с юга, с севера, с запада и с востока. Эта черта, жертвенная в своей основе, целиком и полностью вытекает из русского православия. Она является главной в православном самосознании и всецело укладывается в евангельский подвиг Христа: «Смертию смерть поправ!». Не случайно Пасха, или Воскрешение Христа, является главным праздником русских, не только религиозным по своему содержанию, но и глубоко национальным. В нём выражается квинтэссенция русского характера.
Отличительной особенностью русского патриотизма является любовь к «большой» Родине, своему Отечеству, своей стране России наряду с любовью к Родине малой, той местности, области, району, деревушке, даже дому, где ты родился и вырос в детстве и юности. Не зря в пантеон русского язычества вошёл такой несколько странный, но исключительно русский персонаж - Домовой. Это такой дедок с хитрыми лучистыми глазами, который охраняет Дом русского, поддерживает в нём тепло и добрые отношения между живущими.
Кто-то может сказать, что «малый» патриотизм характерен и для других народов. Например, для северных. Скажем, Германия до сих пор делится на земли - земля Бавария, земля Саксония и т.д. «Большой» патриотизм немцев, вылившийся в 30-е годы XX века в известный куплет: «Германия, Германия превыше всего!», сложился довольно поздно. Ещё в XIX веке единой немецкой нации не существовало. Велась упорная борьба за национальный центр немцев, где ему быть - в Пруссии или Австрии. Щекотливая тема. Кто такие пруссы? Это же западные славяне. А тевтонцы, вошедшие в Пруссию? Какие же они немцы? Тут скорее норманнские корни.
Да, австрийцы потерпели в 1866 году поражение от пруссаков и таким образом утратили право стать центром образования единого немецкого государства и единой немецкой нации. Австро-Венгрия - конгломерат наций и народностей, ещё более разношёрстный в этническом содержании, чем более поздние федерации Чехословакия и Югославия. Потому она и распалась. Так и неясно сегодня, кто такие австрийцы - восточные немцы, т.е. народность в лоне немецкой нации?
Это отступление лишь подчёркивает обоснованность русского патриотизма, более на наш взгляд старшего исторически, чем патриотизм наших европейских соседей, не говоря уже о соседях южных и восточных. Там до сих пор родоплеменной патриотизм пересиливает общенациональный. Безусловно, как у сложнейшего явления общественной психологии, элементы патриотизма исторически формируются уже в древности в форме привязанности к родной земле, языку, традициям, политическим и социальным институтам. Широкое распространение понятие получает в античную эпоху в связи с возникновением полисного патриотизма. Как нравственного и политического принципа и одновременно чувства любви к «малой родине», приверженности институтам полисной демократии, чувства гордости от обладания правами гражданства и приобщения к гражданской общине города-государства. В Европе само понятие патриотизма возрождается только в XVIII-XIX веках в период становления современных национальных государств.
В России-Руси патриотизм возник в IX веке с момента образования древнерусского государства. И в дальнейшем развивался и эволюционировал как патриотизм общерусский, а с образованием империи в XVIII веке - общероссийский, так и местный, но не местнический или, не дай Бог местечковый. «Мы - псковские». «А мы - ярославские». Этот причет очень показателен для русского восприятия патриотического самосознания.
На Западе, особенно в последние десятилетия с созданием Евросоюза, в политической лексике понятие патриотизма заметно приглушается, звучит как несколько устаревшее, вплоть до того, что вызывает подозрение. Поэтому патриотизм является одним из наименее исследованных и неопределённых понятий с историко-аналитической точки зрения. При употреблении слова «патриотизм» почти неизбежно давление со стороны идеи «родины» (лат. patria). В Европе пытались свести понятие «патриотизм» к таким, как «нация», «гражданство». В 1931 году Роберт Михельс указывал на следующие составляющие понятия патриотизм, которые делают его шире, чем понятие «родина» или «любовь к родине»:
общность расы или происхождения;
общность языка;
общность культуры;
общность судьбы;
общность религии;
общность государства;
общность желаний, в рамках которой он рассматривал также «патриотизм договора», общественного и политического.(См. В.И. Даниленко. Современный политический словарь. - М., 2000. С. 620).
Проблемы патриотизма, соотношения патриотизма и национализма, патриотизма и национальной государственности и т.д. приобрели особую актуальность, теоретическую и практически-политическую значимость уже в новейшее время в связи с разрушением многонациональных образований с длительной исторической традицией, процессами деколонизации и становления молодых государств Африки и Азии. Одновременно патриотизм в форме местного патриотизма либо приверженности определённым государственным институтам и самому национальному государству выступает своеобразной реакцией на интернационализацию и глобализацию мировых экономических, политических и культурных связей, является ответом на тенденции размывания национальной и культурной идентичности, относительного снижения значимости государственных институтов в системе международных отношений.
Изначально - с чего начинается патриотизм?
Вопрос настолько банальный, что его даже риторическим не назовёшь. Это как почему снег белый, вода мокрая, земля круглая? Если ребёнок долго надоедает с подобными «почему», ему просто говорят: так устроен этот мир, и другого не бывает. Однако в особых, проблемных, кризисных положениях над такими вопросами приходится задумываться и искать вполне определённые, научно выверенные ответы. Сегодня и у нас в России, а не только на Западе похожая ситуация сложилась вокруг понятия «патриотизм». Патриотизм, который столетие назад всей Россией воспринимался как очевидная культурная норма, сегодня значительной частью общества утрачен. Многим он представляется смешным, устаревшим предрассудком.
Однако давайте вместе задумаемся и беспристрастно ответим на вопросы последних десятилетий - почему мы теряем наши территории, почему миллиарды долларов уходят из страны, почему наши спортсмены проигрывают в международных соревнованиях? Почему десятки тысяч российских сирот вывезены в США и ни один американский ребёнок не усыновлён у нас, почему 80% докторов наук уехало за рубеж? Конечно, кто-то скажет, что это следствие экономической ситуации 80-90-х годов XX века, отсутствия законов, отвратительной работы чиновников, и будет, наверное, прав. Но ведь все предлагаемые объяснения тесно связаны с более глубоким процессом - разрушением патриотизма.
Почему наш патриотизм улетучился, что его разрушило и можно ли его восстановить? В нормальном государстве с правильно функционирующей социальной системой гражданский патриотизм возникает сам по себе. Подобно сильной иммунной системе он является естественным следствием правильной социальной организации. Нормальный патриотизм не формируется искусственно, через гослозунги, плакаты и подготовленные властями митинги. Более того, навязчивая пропаганда официальных лозунгов не только не работает, но и оказывается показателем авторитарного характера власти.
В России в последние десятилетия само слово «патриотизм» приобрело разное звучание и разное значение. В России всегда существовал патриотизм почвеннический, он предполагал уважение ко всем ближним и дальним странам, но особые чувства, особое отношение формировал к своим соотечественникам, где бы они ни находились, к своему языку, истории, культуре. Так, любящая мать переживает за ребёнка больше, чем он сам, да и радуется за него сильнее всех других.
И снова об изначальном - с чего начинается патриотизм? Казалось бы, с простого - любить свою Родину, малую в том числе, свой посёлок, село, город. А за что его любить? За то, что там родился? Родился, с кем-то в детстве общался. Мои родные просторы. А что, в другом конце страны посёлок уже хуже или совсем плохой? Или там не те же самые ребята, люди живут? На чём же он основан, русский патриотизм?
Сегодня уже никто не оспаривает очевидную истину - душа народа, его национальный характер раскрываются в родном языке, через прямую речь. Вот как определял язык великий русский славист, по рождению датчанин, В.И. Даль:. «Язык, словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих» (Т. IV. С. 674). Точнее не скажешь. Классика, она и в Африке классика. В русском языке примечательно чёткое языковое разделение - различие между небесным и земным, духовным и материальным, вечным и временным. Да, у русских испокон веков духовное богатство считалось более высоким достоянием, чем материальные блага, духовное совершенство всегда предпочиталось погоне за вещевым достатком. Но вот поди ж ты. Бывало и наоборот. Причём это самое «наоборот» буквально охмуряло весь русский народ, а не только его элиту. Так случилось в 80-90-е годы с началом перестройки и продолжается поныне, хотя уже и не в таких забубённых масштабах. Размах заметно сузился. Наглотались. Наелись. А может, что-то ещё, чего мы так и не можем разглядеть пока в русском характере?
Но то, что уже сейчас можно разглядеть совершенно явно, так это не то, что показывает история. А именно - все государства старались придать значение своему языку на определённых переломных этапах истории, особенно в период кризиса. Когда всё хорошо, люди не замечают, как и что происходит. А когда возникают противоречия, обращаются в том числе и к языку. И русский язык, как любой язык, это в том числе и политическое орудие, поскольку большое значение имеют политические понятия.
Наш язык очень засорён. Это обедняет его, а вовсе не обогащает, как некоторые думают. Молодёжь, изучая русский язык, начинает думать, что в русском языке не было аналогов тех слов, которые наши предки взяли как заимствование из других языков. Это, естественно, унижает. А где же наша литературная интеллигенция, призванная развивать русский язык? Взирает она снизу вверх на Париж, на Берлин и Лондон, стыдится основной массы своего же народа, который ее кормит, который ее выхаживает. И который не понимает ее в этих антирусских проявлениях. Так и хочется спросить по Горькому: «С кем вы, господа интеллигенты?» Вам не стыдно, что вы живёте за счёт народа, но язык народа не хотите развивать?
Вместе с тем, подчеркнём генетическую устойчивость русской нации, а вместе с нацией и русского языка. Русские люди, несмотря на иноземные нашествия и наличие в России многих других этносов, сохранили свою генетическую основу, национальный характер и глубинные исторические традиции. Русский язык, хотя и дополнялся иностранными словами, перерабатывал их на свой лад, приспосабливал к себе, а не сам приспосабливался к иностранной лексике.
Русский патриотизм основан и на духовных традициях. В.Г. Белинский в споре с Н.В. Гоголем о народе-богоносце отмечал трезвость, доходящую до расчётливости, русского неграмотного, стало быть, не читавшего религиозной литературы крестьянина в отношении и к церкви в лице её служителей, и к самому Господу Богу. Русский крестьянин, говорил Белинский, не станет биться лбом о церковный пол в бесплодных молитвах, а попытается найти возможность решить возникшую проблему сам, своими мирскими, а не божественными, силами. Правда, это не только не мешает русскому обращаться к Богу с молитвой о помощи, а наоборот, инициирует такую молитву.
Это взаимосвязано в русском характере, а не взаимоисключительно. На Бога русский никогда не станет обижаться за мнимое неучастие Господа в его делах. Русский значительно более расширительно, чем западный верующий, понимает евангельскую заповедь: Богу - богово, а кесарю - кесарево. Понятия божественного и властного (кесарь - царь) нераздельны в русском религиозном самосознании и, значит - в характере. Отсюда и такое сложное в представлении русских определение взаимодействия веры и власти, не иначе как «симфония». Мы знаем, что с греческого симфония переводится как созвучие и употребляется не только в музыке. Если нет такого созвучия, наступает состояние, определяемое иным понятием - какофонией, т.е. сумбурным, хаотическим состоянием. Вот этот сумбур, перешедший в хаос, и определил отношение многих русских к церковным предметам. Подчёркиваем это особо - именно к предметам, а не к Богу, и не к вере в Бога, не к вере как главному принципу жизнедеятельности русского народа.
В послеоктябрьском погроме церковных храмов, святых икон, монастырских реликвий и др. выразилось не безверие ожесточившихся русских сердец. Хотя у кого-то, может быть, и наступило разочарование в Боге, перешедшее в отрицание. Такой переход от веры к безверию, по словам Достоевского, особенно характерен для очень верующих людей. Но в основной массе в самом акте разгрома церковных храмов выразилось не наступившее безверие, не отрицание Бога и не культ атеизма. Это стало, скорее всего, формой, пусть безобразной, недопустимой для православного образа жизни, отрицания бездействия Русской православной церкви в событиях февраля-октября 17-го. Фактически церковь самоустранилась от происходившего тогда в России переворота во власти и в жизни русских людей.
Прежде всего, сказалось почти 200-летнее отсутствие института патриаршества в России. Пётр I, исходя из сугубо политических соображений, упразднил патриарший престол в России. Вместо него создал чиновничий орган Синод, управлявший делами церкви. Во главе Синода не всегда оказывались достойные люди. Шутка ли сказать, при Николае II почти 15 лет Синод возглавлял нерусский человек по фамилии Саблер. Какое же доверие к его решениям должны были испытывать православные священники и сами верующие? Это равносильно тому положению, как если бы Синедрион в Израиле возглавил нееврей. Или Армянскую, Грузинскую православные церкви - неармянин, негрузин.
В прежние времена патриарх на Руси имел огромное влияние. Известна роль патриарха Гермогена в период Смуты в начале XVII века. Ситуация тогда и в 1917 году была почти зеркальной. Прекратилась царская династия Даниловичей, ведшая своё начало от Ивана Калиты. Последний представитель этой династии, сын Ивана Грозного, слабоумный Фёдор Иоаннович умер молодым. Его место занял нерусский Борис Годунов. И тоже очень быстро сошёл в могилу. Причём, само его восшествие на престол сопровождалось неприятными делами. В частности, убийством или самоубийством малолетнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. На русский престол взошёл самозванец. За ним польский королевич Владислав. Словом, кутерьма, да и только. Патриарх Гермоген не отсиживался в келье, не молчал. Он выступил с гневным осуждением самоуправства русской и иностранной знати. Был брошен интервентами в темницу, где и умер. Но его призыв к борьбе услышал русский народ. С его именем шло на бой ополчение Минина и Пожарского. В 1917-м году патриарха не было. Сама Церковь оказалась в растерянности. И роль объединителя русского народа, роль провозвестника добрых начал выполнить не смогла. Откуда взяться авторитету?
И после октября 17-го в годы Гражданской войны церковный клир тоже повёл себя не лучшим образом. Фактически его верхушка встала на сторону бывших хозяев русского народа, а не вместе с ним. Опять же таки, откуда взяться авторитету? Как ни крути, как ни верти, а белое движение было движением реставрационным. Кто ж его станет уважать в народной среде? Народ отказался сам от царской власти. Народ не принял и власть Временного правительства. Церковь же его поддержала. И сама нарвалась на ту роковую неприязнь, которая вылилась в надругательство над символами православной веры.
Однако хотелось бы ещё и ещё раз заметить - сбрасывание крестов с церковных маковок, колоколов с колоколен, превращение многих храмов в склады и др. хозяйственные учреждения не смогли нарушить основы религиозной Веры русских людей. И когда появилась кое-какая свобода в этом аспекте, русские воздали должное православной церкви. Тем более что и её иерархи, хотя и очень робко, порой еще поощряя своим вниманием угнетателей России – современную правящую элиту, начали менять свои отношения с народом. На Поместном Соборе они пытались поддержать именно народные низы, учесть их жизненные реалии.
Чтобы понять религиозный ренессанс в России XXI века, надо, прежде всего, отметить роль церкви в годы Великой Отечественной войны. Тысячи священнослужителей воевали на фронтах, жизнью своей доказали неразрывность веры в Бога с судьбой Отечества. Храмы отдавали последнее на производство вооружений. Танки, самолёты, катера и т.д. и т.п. создавались, как говорилось в официальных сообщениях, в том числе и на пожертвования верующих. Хотя каждый понимал - откуда в то время эти пожертвования? Значит, средства изыскивали церковные иерархи. Именно в военное лихолетье стали открываться новые-прежние храмы, активно заявили о себе монастыри. В 1945 году Сталин единолично, не спросив мнения съезда, пленума и даже политбюро, принял решение восстановить патриарший престол, остававшийся незанятым после смерти в 1925 году патриарха Тихона. Новым патриархом был избран на церковном соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Открылись семинарии и духовные академии. В средствах массовой информации меньше стало атеизма, перестали чернить церковнослужителей.
Не случайно имя Сталина не умерло в сознании русских вместе с его носителем, как это произошло с именами Хрущева, Брежнева, Горбачёва и Ельцина.
И не только потому, что с именем Сталина русский народ пережил самые страшные неприятности, выпавшие на его долю. В Сталине как политическом руководителе воплотились многие черты именно русского политического характера. Это понимал и сам Сталин. Не зря он после Великой Отечественной войны восславил в тосте Победы русский народ-победитель. Он и себя тогда назвал русским. Тем самым возродив дооктябрьскую традицию делить граждан России не по национальности, а по вероисповеданию. Сталин, как известно, был православным, хотя и не Русской Православной Церкви, а Грузинской. В царской России это не имело значения, тогда русская и грузинская церкви не разделялись. И Сталин от православной веры не отказался, как, скажем, Троцкий на словах отказался от иудейской веры. Говорят, в канун своей смерти Сталин призвал грузинского православного священника и исповедовался перед ним. Даже Берия не рискнул «раскатывать» этого священника, в чём там исповедовался ему, а значит, сказал правду, Сталин. Такова сила русских традиций для тех, кто их чтит.
Этой же силой традиций объясняется в политическом самосознании русских недоверие к формальным юридическим процедурам разрешения споров. На Руси всегда предпочитали жить не по праву, а по понятиям не только криминальные структуры, но и практически всё население. Потому что знают цену судебным решениям. Не зря родилась пословица: закон что дышло - куда повернул, туда и вышло. Суть таких умонастроений в том, что любое справедливое или несправедливое решение оценивалось всеми как личное благодеяние или, наоборот, прегрешение хорошего (плохого) человека, доброго (злого - Иван Грозный, Шемякин суд) царя, доброго (дурного) барина, честного (взяточника) чиновника, но не как результат формального применения права. И поныне эти господствующие представления подпитываются несовершенным законодательством, плохой работой правоохранительных органов, слабостью судебной системы, размахом коррупции.
Особым основанием для русского патриотизма служит защита Отечества, как священная обязанность, а значит и особая любовь к своей армии и военно-морскому флоту.
Значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя это явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.
Один пример хрестоматийный - 28 героев панфиловцев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться, и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа, и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Ответ в трех словах - присяга, долг, патриотизм.
Другой пример из другой войны. Дело было 26 февраля 1904 года. Малый миноносец «Стерегущий» против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех.
Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев - машинный квартирмейстер и Василий Сергеевич Новиков - трюмный машинист бросились в машинное отделение, задраили помещение и, пожертвовав жизнью, открыли кингстоны.
Подвиг потрясает! Здесь все - верность присяге и воинскому долгу, стойкость и упорство в бою, подвиг как норма поведения, личный пример офицеров, особенно командира корабля лейтенанта Александра Семеновича Сергеева.
По этому поводу прусский король Фридрих II уважительно говорил: «Русского солдата мало убить, его надо повалить». А знаменитому Наполеону принадлежат слова: «Дайте русского солдата, и я покорю весь мир». Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного». Но лучше всех сформулировал А. В. Суворов, всего два слова: «Чудо-богатыри!»
Солдата и матроса воспитывают, учат и ведут в бой офицеры. Они же и умирают рядом с ними. Чтобы ни судачила обывательская молва о них - это особый, благородный и, как уже отмечалось, самый патриотичный слой граждан. Приведу несколько примеров:
1380 год. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе с ним три часа держал страшный удар татарской конницы.
1812 год. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей - шестнадцати и одиннадцати лет. Пораженные решимостью генерала не пощадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.
1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».
1904 год. Капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.
1945 год. Капитан 3 ранга А. И. Маринеско, командир знаменитой подводной лодки С-13, совершил известную всему миру «атаку века», решившую судьбу немецкого подводного флота.
Профессия офицера - это бескорыстная профессия. Бескорыстный мужчина! Что может быть лучше и выше?! В России от века ими были офицеры. Где-то есть армии, куда идут служить, чтобы хорошо заработать. В России шли в офицеры, чтобы послужить Отечеству. Высшая ценность для военного россиянина не деньги - Родина. Любимец российского флота адмирал С. О. Макаров писал: «Денежное вознаграждение военных чинов за совершенные ими военные заслуги не подходит к духу русского воинства... Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой, и не ждет денежных наград за свою службу... Тот, на кого в военное время могут влиять деньги, не достоин носить морской мундир».
Армия на Руси всегда почиталась, а военный человек, как правило, был любимцем народа. Лишь в XX веке насчитывается всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз - после русско-японской войны 1904-1905 годов, второй - после распада СССР и перехода к рыночным отношениям.
Перестройка, а затем рыночные реформы обернулись для военной организации России - разладом. В результате связь армии с народом ослабла, упал авторитет Вооруженных Сил, снизился престиж воинской службы, офицерский корпус оказался дезориентированным, начался массовый исход молодых офицеров в гражданскую жизнь.
Общим знаменателем нынешних бед армии и флота является низкий уровень финансирования, что привело к форменной нищете офицеров и, как следствие, к букету житейских коллизий, одна из которых - необходимость подрабатывать, чтобы прокормить себя и семью. Тогда как офицер - человек государственный. Его мозг, душа и сердце должны быть заняты службой. Следовательно, офицер должен быть обеспеченным человеком.
Обеспечить его должна власть. А потому денежное содержание не должно быть смыслом службы офицера.
На чем же сегодня держится армия? На службе офицеров-подвижников, строящих новую армию на основах патриотизма. Подвижник - это самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу и преследующий высокие цели. Такие офицеры живут и действуют за счет внутренних духовных ресурсов. Их служба - подвиг. Это о них сказано:
А почестей мы не просим,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России Солдатской наградой была.
Сегодня, чтобы окончательно развалить и принизить патриотическую роль русской армии враги нашего народа идут на всяческие ухищрения. В интернете размещены откровения некоего Мстислава Засеки: «Самое главное это то, что, потакая людоедской прихоти монстра Эрэфии и идя в его армию, вы продлеваете жизнь этому ублюдочному государственному недоразумению – Российской Федерации. Представьте себе, что завтра на сборы не явилась половина призывников. Что будет делать Кремль? Недобор у погранцов, недобор у ракетчиков, недобор у связистов и т.д. Да это государство развалится в течение года. Представьте, что вас некому будет тягать в военкомат, вам не нужно будет платить никому налоги, исчезнет с дорог ГАИ, потому что некому будет платить им зарплату, а если вы живёте на Дальнем Востоке, то некому будет обирать вас на границе, когда вы будете везти себе домой из Японии новую Хонду или Тойоту.
Вы сами сможете организовать вашу жизнь так, как вы её себе представляете. У вас будет возможность хранить дома оружие и пристрелить первого воришку, забравшегося к вам в дом, и никто вас за это не посадит в тюрьму. Наглому продавцу на рынке с южной внешностью вы сможете проломить череп не отходя от кассы и вам ничего за это не будет, потому что чурок не будут охранять менты».
Что это как не агитация сдать свою страну без боя? И означает это только патологическую боязнь и ненависть врагов России к ее защитникам. Березовские, Гайдары, Чубайсы и прочие «люди мира» и «олигархи» при первой опасности убегут. А нам – оставаться в России. И другой страны для нас нет. И в этом тоже наш, русский патриотизм.
Разве за деньги и «новые Хонды или Тойоты» умирали в Афгане и Чечне наши офицеры и мальчишки-солдаты? В качестве подтверждения приведу слова офицера армейского спецназа, подполковника запаса Юрия Н., прошедшего и Афганистан и Чечню: «В Чечне я был с 1995 г. В самом начале я карты не имел даже, никто мне ее не дал. К тому времени, по-моему, в армии уже атрофировалось все, сократилось, отвалилось окончательно. Откуда нам в Афганистан, в какой-то небольшой отряд, который стоит в кишлаке, поступала информация, что в Пакистане в районе такого-то населенного пункта стоит караван, начинает движение такого-то числа по такому-то маршруту? Не хочу даже сравнивать. Надо признать – нет на сегодня армии, ее развалили, разогнали. Вы помните 1991 г., какой поток людей ушел из Вооруженных сил? Сначала хотели попросить офицеров принять новую присягу. Но офицеры – это единственные люди, которые клянутся отдать жизнь за Родину, больше никто в этом не клянется. И эту присягу можно принимать только один раз. Я сам в такой же ситуации был, в должности командира части. Тогда сюжеты проходили по центральному телевидению в передаче «Служу Советскому Союзу» – полк принимает присягу Российской армии. Как я могу два раза принять присягу? У нас тогда многие офицеры покинули Белоруссию, Украину, другие республики. И я стоял перед выбором – что мне делать? До пенсии остается два-три года. Тогда не было положения о том, что после двадцати лет можно увольняться, его позже приняли. Я уже один раз принял присягу, и вдруг мне предлагают еще раз поклясться, кому и почему? И у нас уверенность пропала. Вот это начало той грязи, из-за которой хлынул народ из армии. А спустя четыре года – полный развал армии, и в 1994 г. – Чечня.
А у Белого дома в 1993 г. расстреляли людей. И я до сих пор помню тот сюжет по телевидению, когда Руцкой идет такой опущенный, с поднятыми руками. А какой-то десантник на крыше отстреливался. Потом его дострелили и по телевизору показали! А это был настоящий солдат, он выполнял свой долг до последний минуты. Он не думал, кого он защищает, а выполнял задачу. Еще Петр I говорил: неважно, как солдат погиб – раз погиб, он герой».
Подвиг шестой роты псковских десантников, который она совершила 29 февраля – 1 марта 2000 г. в Чечне, под Улус-Кертом, при обороне высоты 776.0, стал символом мужества, стойкости и патриотизма сегодняшнего поколения солдат и офицеров.
Проявив массовый героизм, девяносто десантников не пропустили на равнину более двух тысяч хорошо вооруженных и подготовленных чеченских террористов, которые планировали захват городов и сел.
Среди тех, кто внимательно следил за трагическими событиями в феврале-марте 2000 г., бытует мнение, что чеченцы, предлагая десантникам пропустить их, говорили – мы точно знаем, что на помощь вам никто не придет. Если бы помощь пришла, то можно было бы сказать, что это был обычный блеф с целью деморализовать десантников и заставить их отступить. Но на помощь погибающей роте действительно никто не пришел.
А были там наши пацаны восемнадцатилетние, у большинства это был первый бой. Хотя офицеры почти все были опытные, до того уже воевали. Хорошо, что именно они там оказались, потому что в первые часы боя было замешательство, и они прикрывали солдат, вытаскивали первых раненых.
О том, как десантники сражались, говорит такая деталь. Старшему лейтенанту Дмитрию Петрову перебило правую руку, он не мог ей стрелять. Так он пулемет лентой примотал к левой, так и погиб с привязанной рукой. Он осознавал, что живым ему не уйти, и как можно больше уносил с собой бандитов. Я постоянно задаюсь вопросом – а я смог бы так? Я бы сделал это, конечно. Но страшно само принятие этого решения, когда знаешь, что через час тебя не будет. А они уже знали, когда их окружили, и после этого начали воевать еще злее, солдаты встрепенулись. Сначала гранатами перебрасывались, а когда гранаты кончились, рукопашная началась.
Рассказывает старший сержант Антон Филиппов: «Меня второй раз ранило, но если бы я потерял сознание, то тоже бы захрипел, и меня бы точно добили. Боевики начали оружие собирать, «стечкиных» наших особенно (пистолет системы Стечкина – прим. авт.). Я слушал, как они кто на русском, кто на ломаном русском, с акцентом, а кто по-чеченски, кричат: «О, я «стечкина» нашел!» Они думали, что я убит, вид у меня, наверное, товарный был. Лицо, да и не только – все кровью было залито.
Сначала оружие чеченцы быстренько похватали и унесли куда-то. Недолго отсутствовали, минут двадцать максимум. Потом вернулись и стали добивать уже всех. Видимо, таких много было, как Витек, который возле меня лежал и хрипел. Много ребят, видимо, признаки жизни подавали. Вот они всех и постреляли из наших же «стечкиных». Слышу – хлоп-хлоп-хлоп! А мне вот повезло. Я лежал тихо, чеченец подошел ко мне, с руки часы снял, простые часы были, дешевые. Потом за ухо голову поднял. Ну, думаю, сейчас ухо будет резать, как бы только выдержать, и так все болит, если охнешь – все. А он, как мне кажется, с шеи хотел цепочку снять. А я крестик всегда на нитке носил. Если бы была цепочка, и он начал бы ее рвать – неизвестно, как бы все повернулось. Это я в госпитале потом вспоминал, прокручивал. Думаю, на то Божья воля была, потому все так и получилось.
Цепочку он не нашел, голову мою бросил, и сразу передернулся затвор на «стечкине». Я думаю: все-все-все. И выстрел раздается, хлопок. Я аж передернулся весь, не удержаться было уже. Видимо, не заметил он, что я вздрогнул, в Витька, похоже, стрельнул.
Недалеко Самойлов лежал, метрах в пяти. Как его убили, не знаю, но в окопчик, где они втроем лежали, боевики гранату кинули.
Нашли меня, может, часа через четыре, так и лежал в сознании. Видимо, шоковое состояние было, отключился уже перед вертолетом, после пятого промидола (обезболивающий укол – прим. авт.) Сначала пришла, кажется, пехота, с которой мы должны были встретиться и которая задержалась. Помню, у меня кто-то все спрашивал: «Кто у вас радист, кто у вас радист?». Отвечаю: «Я радист». Рассказал им все, что касалось алгоритма выхода в эфир. Потом меня перебинтовали, ничего после этого уже не видел, только слышал.
Если бы я сознание потерял в первый момент, то все. А так вид у меня совсем неживой был. В руку пулевое ранение, остальные осколочные – лицо, шея, нога. А в госпиталь я попал только на следующий день. С двадцать первого на двадцать второе пришлось ночевать в горах, вертолет ночью не полетел, пришли вертушки (вертолеты – прим. авт.) только утром двадцать второго. Помню, пить хотелось ужасно. Пить мне давали, наверное, можно было. Еще я спросил: «Сколько осталось в живых, сколько положили?» Сказали, что двое живы. Попросил сигарету, курнул и… очнулся уже в вертолете. Там медик был наш, что-то говорил мне, успокаивал. Мол, держись, все хорошо, живой. Я, естественно, спросил, что у меня с лицом. Такое было ощущение, что его как будто вообще нет. А он давай меня успокаивать – все нормально. Я снова говорю: «Что с лицом?» Он мне – носа и правого глаза нет. Видимо, глаз заплывший был сильно. Потом я уже опять вырубился в вертолете, что там со мной делали, не помню.
В палате проснулся, в сознание пришел. Ни встать, ни пошевелить ничем, естественно, не могу – капельница, забинтованный весь. Я стал рукой лицо трогать. Думаю, дай-ка погляжу, глаз-то есть или нет. Разодрал все вокруг глаза и обрадовался – вижу! Потом из Моздока в Ростов-на-Дону на самолете, из Ростова уже в Москву. Сейчас я в госпитале лечусь».
Вот такой он – РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ!
Впервые в тысячелетней истории Руси-России русский народ оказался расколотым народом. Более 25 миллионов русских остались в странах СНГ и 15 миллионов - в дальнем зарубежье.
Внутри Российской Федерации русские оказались самой неорганизованной этнической частью страны. С ликвидацией КПСС вдруг выяснилось, что у русских нет своего сколько-нибудь направляющего центра. У татар и других мусульманских в основе народов организатором выступила мечеть. У евреев - синагога, раввинат. У армян, грузин, азербайджанцев и прочих национальных меньшинств - общинные, земляческие структуры. У русских - никого и ничего. Только преступные, криминальные элементы проявили сноровку и сплочение. Возникли десятки тамбовских, солнцевских, люберецких и т.д. и т.п. ОПГ - организованных преступных группировок. Такого беспредела также никогда не было в истории Руси-России.
Ни государство, ни Русская Православная Церковь (РПЦ) не смогли взять на себя роль объединителя русских как народа. Хотя Президент России Ельцин был русским, Председатель Правительства Черномырдин тоже русский, но проводили они в 90-е годы XX века отнюдь не русскую политику. Дело дошло до того, что министр иностранных дел Козырев открыто говорил, что Россия должна отказаться от самостоятельной роли в мире и идти в фарватере политики США и Европейского Союза. В экономике практически все ключевые позиции оказались в руках нерусских элементов. Среди так называемых олигархов не оказалось ни одного русского!
Армия, служба безопасности, милиция, состоявшие из русских, фактически были брошены на защиту интересов нерусских приватизаторов русских богатств. Вооружённый разгон первомайской демонстрации в Москве в 1992 году с избиением дубинками и травлей газами и водомётами безоружных людей показал последствия и указал будущие перспективы для русского простонародья. А именно - быть тем самым быдлом, прислужником за столом инородцев, практически тем, к чему, собственно и хотели свести роль русских фашистские бонзы в 1941-1945 годах. Как говорится, допрыгались и доигрались с так называемой демократией.
До предела обнажилась русская черта - удивительная доверчивость. Русским говорили: демократия, рынок, приватизация. Они за вас сами решат ваши проблемы. Будете жить «как в Швейцарии». Оказалось, что стали жить как бомжи, но не в обещанной Швейцарии, а в какой-нибудь Гватемале или Верхней Вольте. Не так уж и неправой оказалась Тэтчер, когда в 80-е годы заявила, что Россия (тогда СССР) - это африканская республика Верхняя Вольта, население которой беднейшее в мире. Всё отличие в том, что у русских есть ракеты, а у африканцев нет. Положение усугубилось тяжелыми поражениями российской армии в первой чеченской войне. Они нанесли удар по самому светлому - непобедимости духа русского солдата.
Подобные политические метаморфозы с русским народом оказали громадное воздействие на его характер. Большинство русских охватило горькое разочарование в происшедшем и со страной, и с ними. Мы говорим - разочарование, но не раскаяние. Ни один русский не раскаялся в том, что произошло в августе 91-го и затем в декабре 91-го, после ратификации Верховным Советом Беловежских соглашений. Каждый считал, что это не он виновник распада СССР и тотального обнищания народа. Ответственность за катастрофу возлагали на кого угодно, только не на самих себя. И это тоже удивительно русская черта характера. Украинцы по этому поводу даже пословицу сложили: моя хата с краю, ничого не знаю. У русских нет таких пословиц. Зато есть более показательные выражения, гораздо сильнее воплощающие характер людей, - наплевательство. В стране и в 70-80-е годы таких было миллионы. В 90-е они исчислялись десятками миллионов. Та самая леность, или обломовщина, буквально захлестнула низы, а вместе с ними и верхи. Разгул пьянства, похабщины, сквернословия достиг кульминации. При всеобщем попустительстве масс. Тех, кто пытался хоть чуть-чуть возражать, попросту не слушали. Как тут не вспомнить мудрость китайца Конфуция: «Не дай вам Бог жить в переходный период!».
Итак, из сказанного следует, что без патриотизма нормальное общество, а тем более русское, обойтись не может, причем патриотизм как раз и является следствием и результатом правильной общественной самоорганизации. Сегодня в России, несмотря на все попытки «победителей» советского и русского народа уничтожить само это понятие, сделать так, чтобы его стыдились, патриотизм остался жив! И подтверждением этому – подвиги наших солдат и офицеров не только в Афганистане и Чечне, но и во многих других точках Земного шара.
Ноябрь 2008г.
Подполковник запаса,
Сергей СОКОЛОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий